Изыски архитектуры
Изыски архитектуры
В анонсировании лукбука мы затронули тему архитектуры и урбанизма. Вообще, архитектура — неотъемлемая часть искусства, которым можно и нужно вдохновляться. Поэтому в этой статье мы расскажем и покажем наиболее любопытные течения искусства.
Романика — стиль, который развивался в искусстве X-XII веков, но в полной мере показал себя именно в архитектуре. Важно упомянуть, что вся эстетика эпохи Возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. И в целом, если смотреть на течения искусства, то каждое новое повторяло позапрошлое и было противопоставлено предыдущему. Так что выражение «мода циклична» относится не только к моде.
В Средневековье вся жизнь людей была сконцентрирована на вере в Бога. За счет теологии эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Поэтому основные принципы романики выражены в замках или церквях. В целом, они были почти единственными видами общественных зданий той эпохи.
Интересно, что храмы начинались с сюжетов про ад и со сцен Страшного Суда, а на выходе посетители наблюдали за ангельскими и божественными мирами. Этот проход символизировал путь души человека от мрака к свету. Еще есть неофициальная версия: на выходе из храма был сбор на пожертвование, и человек, испугавшийся сюжетов в начале, с бОльшим энтузиазмом пожертвует денег в конце, когда окружен «раем».
В целом, здания той эпохи не отличались красотой и эстетикой. Это были каменные крепости без излишеств, потому что тогда был период междоусобиц. Массивные стены сооружений были признаком устойчивости, узкие окна позволяли стрелку защищаться, а с высоких башен наблюдали за приближающимся врагом. Вот один из примеров — кафедральный собор Лиссабона.
Интерьер романики соответствует термину «мрачное Средневековье». Из-за того, что окна были узкие, в здание пропускалось мало света. Но есть и хорошие новости — в романском стиле были свои уникальные детали. Например, аркатурный пояс (арки) и портал (вход в Церковь). Первый аспект виден в фасаде церкви Сан Пьетро аль Монтре, а второй — в Церкви Святого Якоба в Регенсбурге.
Итак, романские храмы поражают своей массивностью, простотой и мерой. Что дальше?
А дальше — позднее Средневековье и готика. Когда междоусобицы кончились и государства сформировались, тогда пришло время для эстетики. Величественный, таинственный, символический и даже суровый — это то, что характеризует готическую архитектуру. Кстати, интересный факт — в эпоху готической архитектуры здания строили еще выше, чем раньше. Это было сделано не просто так, а потому что люди верили: чем более сооружение устремленно ввысь, тем ближе ты находишься к Богу.
Первое, что бросается в глаза при виде готического сооружения — крыша. Эффект удлинения получается из-за того, что на ней расположены пинакли — то есть башни с острым концом. Основные характеристика фасада — высокие стены, удлиненные витражи, пилястры, вимперги и узор розы над порталом. Этот стиль архитектуры символизирует бесконечность. Вот некоторые сооружения:
Церковь Мария ам Гештаде
Реймсский собор
Кафедральный Бургосский собор
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
В конце XVI века в Италии зародился следующий стиль искусства — барокко. Главная его задача — восхищать и удивлять своей пышностью. К основным чертам относят чрезмерное украшательство, из-за чего любители минимализма характеризовали барокко безвкусным. Что же смущало современников? Ответ прост: некоторая захламленность. Например: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство, парадные лестницы, позолота, яркость цветов и расписанные потолки. Также в барокко фигурировало стремление к гигантизму — тяжелая и огромная мебель. Тогда впервые важным аспектом постройки зданий стала окружающая среда. На прилегающей территории были парки, городские площади, сады. В эпоху барокко здания воспринимались единым целым с ландшафтов, а вместо колонн устанавливали статуи. Ниже представлены примеры барочных зданий.
Зимний дворец
Карлскирхе
Замок Ховард
В противовес барокко, в XVII веке появляется классицизм. Этот стиль характеризуется симметрией, строгостью, прочностью, отсутствием декора и подражанием античности. То есть, полная противоположность предыдущему течению.
Кстати, в России классицизм пришелся как раз кстати во времена правления Екатерины II. Это было время развития страны и строительства, которое требовало рационального подхода. Особенностью русского классицизма было предпочтение императора — его отношение к искусству. Вот несколько классических построек:
Академия художеств
Большой театр
Последний стиль, на который мы хотим обратить внимание — модерн, что переводится как «современный». Особенности стиля — декоративные элементы на растительную и животную тематику, асимметрия, красочные витражи, мозаики и натуральный камень. Этот стиль появился в XX веке, поэтому строительство уже внедряли новые технические возможности. Это позволило увеличить количество этажей и создать самобытные элементы декора. Еще одна особенность — вдохновение народным искусством и Средневековьем, ведь XX век — это время самосознания народов и обращения к историческому наследию. Ниже представлены одни из самых популярных зданий в стиле модерн:
Музей югендстиля
Дворец каталонской музыки
Школа искусств, Глазго
Дом Марио Пессоа
Подытожим статью цитатой Николая Гоголя: «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».
Ну как, вдохновились архитектурой?