«Универмаг» — новая история, вдохновленная советскими женщинами
В преддверии Нового года мы выпустили капсулу, сотканную из теплых воспоминаний. Оживленные Петровка и Столешников переулок, пестрые ряды манекенов на витринах и импортная одежда, вызывавшая невероятный ажиотаж. Рассказываем, как развивалась мода в Советском союзе, где женщины находили диковинные изделия и почему Олимпиада 1980 года стала отправной точкой в формировании современного стиля.
Мода прошлого — калейдоскоп цвета и тканей, которые с трудом находились на прилавках магазинов. Несмотря на дефицит советские женщины постоянно искали разнообразия и выходили за рамки, создавая что-то свое, яркое, неповторимое.
Первые универмаги телепортировали в мир стиля. В Москве появились платья, шубы и костюмы, в которых поход на работу превращался в показ мод. Магазины вызывали неимоверное удовольствие: сотни вдохновленных посетительниц рассматривали витрины ЦУМа и ГУМа, впитывая в себя новую эстетику.
То, что не удавалось приобрести из-за высокого спроса, воплощалось в уникальных моделях hand made. Журналы с выкройками стали отдушиной для влюбленных в моду — из парашютного шелка, штор, покрывал и плащей шили аутентичные изделия неожиданного качества. Их пронизывала изысканность русской женщины.
Еще одним источником вдохновения был Дом Моделей на Кузнецком мосту — место, где именитые дизайнеры создавали роскошные эскизы и представляли одежду разных стилей: от кутюра до повседневной классики. Несмотря на ограничения, Москва задавала тренды: Вера Аралова демонстрировала красные сапоги, покорившие Париж, а ситцами Вячеслава Зайцева восхищалась вся Европа.
Производство было сложным. На пошив изделий не хватало тканей, современных станков и отделочных материалов. В процессе разработки каждое изделие лишалась большинства задуманных идей. Если получалось сохранить хотя бы одну из них, модель считалась успешной.
Кульминационные годы советского шика — 80-е. В стране появилось больше 3000 комиссионок с импортными костюмами, платьями, шубами из драгоценных мехов и блузами. Чтобы ознакомиться с ассортиментом, люди выжидали часами в длинных очередях.
Самый крупный комиссионный магазин находился на улице Герцена (нынешняя Большая Никитская). Туда после гастролей сдавали свои вещи артисты, мореплаватели и пилоты, вернувшиеся из заграницы с мечтой любой советской женщины — одеждой последних коллекций мировых брендов: Versace, Fendi, Yves Saint Laurent и многих других.
Одна из главных ассоциаций с тем временем — легендарная «Березка», где огромное количество разнообразных иностранных товаров продавалось за валюту, сертификаты и чеки внешпосылторга. Это был неприметный магазин без витрин с серыми стенами. «Березка» не привлекала внимания, но каждый человек знал, что скрывается за вывеской. В ассортименте «Березки» — все, что нельзя было найти в обычных магазинах. От платьев из тонкого шифона до антиквариата, от импортных конфет до кожаных сапог. Модели одежды, которые там продавались, не были остромодными по западным меркам, но для советских женщин они были самыми ценными.
Вместе с Олимпиадой 1980 в столице встречали новую эпоху отечественной моды. 3-го августа на закрытии игр в Москве присутствовало рекордное количество иностранцев, одетых в диковинные джинсы, бомберы и поло с символикой брендов. В жизни советского человека появился цвет.
После Олимпиады долговечные вещи вытеснило красивое разнообразие. Рамки между стилями стали исчезать: спортивные куртки и брюки выбирали для прогулок и свиданий, яркие модели юбок и платьев надевали в офис. Модные журналы начали отмечать в одежде новые качества: нарядность, эффектность и женственность.
В коллекции мы объединили настроения двух десятилетий советской эпохи. «Универмаг» 1811 — это реверанс женщинам того времени: нашим мамам и бабушкам, которые, несмотря на ограничения, выглядели роскошно. Каждое изделие окутано теплой ностальгией по прошлому.