«Всюду прекрасное»: выставка картин Николая Рериха в Третьяковской Галерее



В честь 105-летия со дня рождения Рериха галерея на Крымском Валу открывает двери в мир художника, творившего на грани реализма и символизма. Это первая экспозиция, в которой собрано более 100 знаковых произведений из 18 музеев и архивов Третьяковской Галереи. Делимся самыми интересными фактами из жизни мастера и рассказываем о работах, ставших знаковыми. 


IMG_1290.jpg


Николай Рерих: художник, соединивший историю с искусством


Рерих — сенсационная фигура в истории мировой живописи. Его становление как художника началось в конце 1890-х годов — в период, когда мастер погрузился в историю изобразительного искусства и совмещал учёбу на юридическом факультете Петербургского университета с лекциями в художественной академии и мастерской Архипа Куинджи. Непоколебимое рвение к знаниям в области культуры и просвещению стали причиной создания художником кружка по самообразованию среди сокурсников, где обсуждались западное, древнерусское и славянское искусство, религиоведение, поэзия и литература. Параллельно Николай Рерих посещал археологическое общество, вдохновлялся на новые смыслы в своих художественных работах в процессе экспедиций.


IMG_1304.jpg


Мастер живописи получил признание в качестве мыслителя, воплотившего в литературных обществах собственные суждения о культуре. На протяжении всей жизни он отдавал предпочтение феномену Востока: ее философии и искусству, трудам выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды. Николай Константинович также писал и публиковал стихотворения, был соавтором книги «Русская икона». 

Отдельной главой в биографии Рериха стало участие в «Русских сезонах» Дягилева. Художник создал декорации для оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Эскизы к сцене «Половецкий стан» стали одними из самых выдающихся: в них Рерих наиболее полно передал историческую атмосферу, изобразил древнерусскую архитектуру — соборы и городские стены. На фоне работы художника исполнялись половецкие пляски, поставленные М.Фокиным. 


IMG_1305.jpg


Главные темы в работах Рериха: языческие мотивы, библейские сюжеты и пейзажи Центральной Азии 


Определяющим в творчестве Рериха стало взаимодействие с Фернаном Кормоном — Николай Константинович учился у мастера во время поездки в Париж в начале 1900-х годов. Сюжеты живописных и графических произведений тех годов восходят к летописям, приданиям и былинам — историческим сюжетам, которым отдавал предпочтение Кормон в процессе обучения. 


IMG_1307.jpg


В период с 1903 по 1904 — время наиболее частых поездок по центральной и западной части России — художник создал серию этюдов, на которых запечатлены памятники русского зодчества: храмы Пскова, Ростова Великого и Изборска.

В ранний период творчества Рерих изображал на картинах элементы древней славянской культуры и языческие мотивы — «Идолы» и «Заморские гости». Главными героями его полотен становились мудрецы, старцы, воины, святые, выходцы из народа. Фантастические и мифологические сюжеты, свойственные творениям Рериха, прославили его как символиста и творца, стремившегося прежде всего воссоздать дух эпохи и представить ее художественный образ.


IMG_1306.jpg


Отдельная глава в биографии Рериха отводится росписям и мозаикам для церквей. Среди них — иконостас для фамильной усыпальницы Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми и роспись интерьеров в талашкинском храме Святого Духа. 

Николая Рериха особенно впечатляли пейзажи Центральной Азии. Художник дважды отправлялся в долгие путешествия по странам Востока. Поздний период творчества Рериха наполнен этюдами с изображением природы Гималайских гор. В каждой картине мастер использовал тонкие световые переходы, насыщенные контрастные цвета и обобщенные формы для изображения изменчивых состояний природы. 


IMG_1310.jpg


Что смотреть на выставке в Новой Третьяковке 


...Масштаб выставки поражает. В последний раз работы Николая Константиновича были представлены в Третьяковской галерее в 1959 году, когда яркие полотна впервые стали доступны для массовых зрителей СССР.

За прошедшие 65 лет после ряда экспозиций, посвящённых творчеству Рериха, его художественное наследие переосмыслилось и поднялось на новый уровень. Выставка «Николай Рерих» — это уникальная ретроспекция и погружение в мир мастера, вдохнувшего новую жизнь в истинно русское искусство.


IMG_1292.jpg


Экспозиция разделена на три больших раздела: российский, восточный период творчества Рериха и театр. В первой части произведения сгруппированы по разделам: «Язычество» и «Начало Руси», «Святость» и «Бой земной и небесный». Путешествие начинается с иконостаса для храма Казанской иконы Божией Матери в Перми. Справа от него — ранние шедевры из серии «Начало Руси. Славяне» и религиозные сцены с полотном «Моисей Водитель» в центре. 


IMG_1294.jpg



Второй зал, окрашенный в яркий желтый, посвящён искусству Индии, Китая и Монголии. В него входят разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока». Здесь сосредоточены самые завораживающие пейзажи азиатского периода творчества Рериха. Одно из центральных мест занимает серия картин «Майтрейя» — знаменитый пейзаж, созданный на контрасте холодных и тёплых тонов во время Центрально-Азиатской экспедиции. 


IMG_1296.jpg


Третья часть выставки посвящена театру. Помимо оригинальных эскизов Рериха к постановкам «Князь Игорь» (1909), «Снегурочка» (1908, 1912, 1922), «Пер Гюнт» (1912) и «Весна священная» (1913) здесь размещена жемчужина экспозиции — задник к легендарным «Половецким пляскам», которые в 1909 году представил Дягилев в Париже. Полотно размера 10 х 23 метра много лет использовалось в театре и выдержало больше двух тысяч постановок по всему миру. 


IMG_1295.jpg


«Там, где Рерих» — история 1811 об умиротворении и спокойствии 


IMG_1312.jpg

В прошлом году мы посвятили творчеству Рериха лимитированную зимнюю капсулу. Дизайнеров EighteenOneOne вдохновила картина «Сантана» — работа, изображающая бесконечный поток жизни. В ней художник запечатлел горную реку с непрерывным течением, которое отсылает к человеческому бытию. Пейзаж пронизан атмосферой чистоты, гармонией и безмятежностью — именно эти состояния мы отразили в принтах с символичным изображением гор. Коллекция «Там, где Рерих» стала одной из самых ярких в истории бренда. Мы доказали, что искусство — это неотъемлемая часть моды, которая наделяет ее сакральными смыслами. 


IMG_1311.jpg


Последние экземпляры кардиганов из ангоры представлены на сайте и в магазинах. Прикасайтесь к прекрасному вместе с EighteenOneOne.

Хотите узнавать первыми о новостях, новинках и скидках?

Оставляя свой e-mail, вы соглашаетесь на получение рассылки о распродажах, специальных предложениях и новых коллекциях 1811 eighteen one one. Также вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности